el_kirillica (el_kirillica) wrote,
el_kirillica

Огрызки, или то, что не вошло в основные выпуски

Свои огрызки (параллельно с прогулкой по Сан-Хуану) хотелось бы начать с ответов на вопросы. Кое-кто (да-да, ты, мой дорогой друг) не может понять, что путешествия с детьми - это всё совсем иначе. Конечно, среди моих знакомых есть люди, которые с годовалыми отпрысками отправляются в экстремальные приключения по Амазонке, но большинство всё же довольно серьезно пересматривает свои привычки.

Например, мы:

• не поехали в тропический лес, где классные экскурсии на лошадях и АТВ;

• не поплыли на острова, так как в 2-3 часовой очереди под палящим солнцем ребёнок любого возраста просто бы извёлся; при этом, именно на островах - по словам ребят, с которыми мы познакомились в самолёте - самые райские и красивые пляжи с белоснежным песком;

• не поехали в "фосфорный залив", где ты купаешься, а вокруг светится планктон; это экскурсия начинается поздним вечером, а у нас режим;

• не пошли есть к рыбакам задёшево самых свежие морепродукты, так как ребёнку там вообще есть нечего; он привык к простой и понятной пище;

• не дошли мы и до ночных клубов, где, по признанию уже других знакомых, можно пить вкуснейшие коктейли и веселиться до самого утра;

• да мы даже на местный фермерский рынок по субботам не дошли, так как до этого нас серьёзно расстроили в ресторане, так что мы с утра на всё забили и пошли загорать;

• "места славы Бакарди, Пиноколады", аналогично, оказались не про нас.

Так что, я думаю, это не Пуэрто Рико скучное, это мы уже, скорей всего, скучные.

Вместо этого, мы сняли на все 2 недели квартиру со всеми удобствами, видом на океан и бассейном, потому как нет ничего прекрасней в Пуэрто Рико, как с утра сделать два шага - и очутиться в пресной или солёной воде (по желанию), а вечером - сделать мохито, выйти на балкон и слушать шум прибоя и друг друга. При этом не будет ни мух, ни комаров - а это огромный плюс, по сравнению с Турцией, Грецией, Египтом и иже с ними.

По этой же причине мне тяжело дать ориентир, сколько стоит сюда поехать. Могу лишь назвать несколько ориентиров (далее - всё из расчёта на члена семьи, если не указано иначе):

• билет на самолёт из Стокгольма - 350 евро с багажом (да, никогда не заказывайте питание на борту в Norwegian, которое за 30 евро - оно того не стоит; у них в мини-баре на деле даже цен-то таких нет);

• виза в США - 14 долларов;

• питание - трёхразовое, по обычным ресторанам и без алкоголя - от 50 евро в день на взрослого (опять же, есть магазины, фаст-фуд и рестораны вне основных туристических зон, так что каждый сам кузнец);

• жильё - приличные апартаменты начинаются от 500€ за неделю на всех; тут можно как серьезно сэкономить, сняв комнатушку или домик для сёрферов на компанию из 10 человек, так и конкретно потратиться на приватный пляж, шезлонги, всё включено и т.д.

• аренда машины - со страховками, бензином и всеми скрытыми расходами типа налогов и проезда по платным трассам - около 400 евро в неделю за машину, а без машины на острове довольно грустно;

Да, по поводу машины: день на 5 нам поменяли нашу Kia на Hyundai. Помимо того, что Kia - в принципе дурацкая машина с очень долгим автоматом, у неё ещё начались какие-то проблемы с давлением в шинах, так что нам выдали другого корейца. Казалось бы, один концерн, один год производства (2016), а такие разные машины, хотя обе, по сути, убогие. Во второй жутко бесил очень тугой руль на скорости; в плавном повороте на 90 чувствуешь себя Шварценеггером, да и коробка в целом вела себя не очень предсказуемо: когда реагировала плавно, а когда (в аналогичных условиях) бросала до очень шумных 6000-6500 оборотов, что - при спящем ребёнке - совсем не прикольно. Для себя сделал вывод, что корейский автопром - это пока не про меня.

О продуктовых магазинах: больше всего нам приглянулась сеть Pueblo. Он дороже Walmart, но там частенько есть компании 2 по цене одного и тому подобное. SuperMax - самый отстой.

Торговля едой на улице из сомнительных бочек и баночек - обычное дело. Бойко идёт. Продавцы приманивют жертву звуком колокольчика.

Рестораны. Думал написать, что можно доверять TripAdvisor, но это не совсем так. В Пуэрто Рико есть одна интересная особенность: здесь рестораны часто не имеют ни сайта, ни даже страницы в Facebook. Весь свой промо-пыл они направляют на рейтинги: "Ой, поставьте нам оценочку хорошую! Можно вот прямо сейчас? А мы вас угостим". Поэтому, во-первых, рейтинги тут периодически "накрученные" и не отображают реальное положение дел, а, во-вторых, учитывая, что тут большинство - это американцы, вкусы могут тупо не совпадать.

С нами получилось так, что самый прекрасный опыт - это лучший ресторан в одной области, а самый худший - это лучший ресторан в другой области. В последнем ресторане:

• принесли закуску мне, а Лене - через 7 минут;

• ей перепутали блюдо;

• когда мы это осознали, то принесли уже второе и её правильную закуску мы послали обратно на кухню;

• вместо нежной рыбы махи махи у меня на тарелке оказалось что-то по консистенции близкое к сухой куриной грудке, а гарнир, который мне предложила официантка (конечно же, самый дорогой), абсолютно с этим не сочетался;

• на это уже вышел менеджер и предложил исправить всё "лучшим блюдом ресторана" - красным луцианом из духовки (red snapper);

• замену мне принесли минут через 45, при этом у нас был уже пустой стол и 3 раза к нам подходили и говорили, что вот-вот всё будет; хоть бы коктейль предложили, что ли;

• когда Лев захотел воды, ему принесли стакан с водой из-под крана; а надо понимать, что здесь с водой делают что-то такое, что вкус её весьма специфичен и сильно отличается от бутилированной;

• и, в финале, красный луциан был включен в счёт;

• тогда я сказал, что лучший ресторан по рейтингу совсем охренел, они поняли, что оценка будет не очень и переделали счёт на минимальный.

Как думаете, может ли такое случиться с лучшим ресторанам Таллинна по версии TripAdvisor?

Ещё по поводу еды: наверное, мы попали в сезон папайи, так как она реально была очень хороша, с нежным клубничным вкусом. А вот разочарованием по части фруктов оказалась сапота, или, как её ещё называют, плод мармеладного дерева. Сапоту не встретишь в наших магазинах, так как "спелые фрукты очень быстро портятся". Кто же знал, что в их магазинах продаются неспелые? Пилили кожуру всей семьёй, а вместо "мармеладной мякоти карамельного вкуса" получили что-то напоминающее недозрелую тыкву. Наверное, её надо было как когда-то с бананами, положить в тёмное сухое место на недельку-полторы, но мы решили больше не рисковать.

Здесь очень вкусный кофе.

Что касается зелёных бананов (plantain), то их мы ели в разных вариациях. Суп оказался не очень, а вот мофонго - типа рагу - очень даже. По сути, картошка с более ярким и интересным вкусом.

Движение на дорогах очень плотное и эмоциональное, с множеством перестроений. Нервов добавляет и тот факт, что даже те, кто показывают поворотники (а их очень мало), ездят на машинах различных регионов производства, так что иногда мигает оранжевый, иногда - красный - и это только путает. При этом не могу сказать, что водители ведут себя бескультурно. Скорее, наоборот: в городах всегда пропускают пешеходов, где бы они ни переходили дорогу. Хочешь сделать разворот или поворот через 2 сплошные? Тоже никто тебе слова не скажет, а уступят дорогу и поморгают фарами: да езжай уже, если так надо! Сигналят, в основном, только тогда, когда ты задержался на секунду на зелёном перед светофором. Дороги же, в основном, среднего качества. Примерно как немецкие автобаны или даже хуже. При дешёвых ценах на бензин (50 центов за литр), "проездной" по платным магистралям выходит около 150 долларов в месяц, так что экономии никакой и нет. Да, бензин тут 2 видов: обычный (83 или 86) и премиальный (92 или 93). На обычном машина едет, так что не парьтесь, заливайте его.

Несмотря на близость США, местные машины - в основном - корейский и японский автопром.

Местные - большие патриоты своего государства. Это проявляется не только в обилии символики, но и в том, с каким восторгом они говорят о своей стране, расспрашивают, где ты уже был и советуют новые места для посещения. В целом - очень позитивные и солнечные люди, если находишь общий язык. Женщины одеваются ярко, затягивая свои частенько немаленькие части тела в минимальные и плотные платья и шорты. И плывут, как королевы.

Почти везде можно расплачиваться карточкой. Единственное, проследите, чтобы у вас работала магнитная полоса, так как не всегда есть терминалы для работы с чипами. За 2 недели мы потратили немногим больше 200 долларов наличными. С частниками и в сувенирных неплохо работает фраза: "Какова будет цена, если я заплачу наличными?"

Перед путешествием мы прочитали много по поводу личной безопасности. Даже на буклете аренды автомобилей написано: "Если в вас врезались сзади и вокруг нет других машин или их очень мало - не останавливайтесь и вызывайте полицию" и в таком духе. Скажем так: в туристических местах не было никакого ощущения дискомфорта. И довольно много полиции. А вот поодаль взгляд местных не вызывал благонадёжности, поэтому там мы не задерживались и с нами не произошло никаких эксцессов.

Вообще, тут так же, как и в других туристических странах: там, где ходят люди, всё красиво. А там, где их немного - там уже иначе. В защиту Пуэрто Рико: тут не так уныло, заброшено и размалёвано, как на Крите.

Одно из самых встречающихся деревьев после пальм - миндаль. Под ногами постоянно валяются его плоды, что странно, учитывая цену на орех.

К тропикам нужно привыкнуть. Если есть хоть 1% процент вероятности осадков - будет дождь. Скорей всего, на 2-3 минуты, но будет. В иные дни такие дожди длительностью от 2 до 20 минут случаются по 10 раз на дню. Но они тёплые, как душ, и абсолютно не напрягают. Как результат - здесь довольно часто переменная облачность, но - в среднем - 8-9 часов солнца каждый день.

Просуммируем. Несмотря на то, что Пуэрто Рико мало "заточен" под путешествия с детьми, а больше для молодёжи (со стороны алкоголя и нескольких парков экстремальных развлечений) или пенсионеров (тот же алкоголь и прекрасные пляжи на северной стороне и на островах), у нас получилось очень даже хорошо отдохнуть. Здесь не бывает холодно в нашем понимании слова. Самый "дубак" - февраль - минимум +15, но уже в марте - +30.

Хотя у многих тут лето в душе круглый год.

Ехать ли вам сюда с детьми? Не знаю. Зависит от того, между чем и чем вы выбираете. Поедем ли мы ещё раз сюда? Скорей всего, "нет". И не потому, что тут плохо, а потому, что для нас в мире есть ещё много интересных мест.

Осталось лишь определиться, куда дальше.
Tags: puerto rico, san juan, огрызки